seed_sama (seed_sama) wrote,
seed_sama
seed_sama

Дети и будущее. Часть 04.

Переходя к описанию образа будущего для семьи и воспитания детей, необходимо сделать следующие оговорки. Во-первых, на данном этапе мы можем делать лишь наброски. Многие черты реальности требуют детального дополнительного исследования, по многим вопросам будет сломано ещё немало копий в спорах специалистов, так что сразу условимся, что этот образ не претендует на тотальность. Это скорее очерк о том ,что можно сделать уже сейчас, с теми инструментами, что есть на руках. Во-вторых, от печально известной концепции “Детство 2030” этот очерк отличается радикально. Да, мы тоже можем говорить о конструировании человека, но если авторы форсайт-проекта хотят сконструировать некие химерические образы “компетентного ребёнка”, выбирающего пол в 7 лет и начинающего требовать от родителей прав в судебном порядке с этого же возраста, то мы говорим о человеке будущего. О человеке, который способен строить будущее, который способен покорять космос, который способен постигать вселенную и который может за себя в этой вселенной отвечать. Что же для этого нужно, и почему не годится “компетентный ребёнок”?

Начать нужно немного издалека. Ребёнок является биологическим продолжением существования для своих родителей. С точки зрения биологии он является носителем их генов и продолжателем их генетической линии. С точки зрения социальной и исторической он является носителем и продолжателем истории семьи и фамильной линии. Он несёт в себе весь опыт предыдущих поколений его семьи и всё многообразие генетических линий, бывших до него. Конечно, в современном обществе немного странно слышать о таких вещах, как продолжение рода. Мало какие семьи сохраняют семейный опыт и передают его следующим поколениям, мало кто сейчас ещё думает о необходимости генетического разнообразия, как о необходимом факторе эволюции. Но даже сейчас мы часто можем встретить у родителей отношение к детям как к продолжению себя в этом мире. Именно исходя из этого представления и формировалось отношение к детям на протяжении всей человеческой истории.

Если вспомнить древние времена, то одним из самых страшных видов дани для покорённых народов всегда были дети. Когда завоеватели отбирали скот, зерно, золото - это всегда было ещё куда ни шло, но если отбирались дети, то трактовалось это всегда однозначно: как попытка отнять будущее. В Османской империи, например, такого рода дань продержалась очень долго по причине того, что забирался только каждый пятый ребёнок, что по тогдашним меркам не так много. Кроме того, забирался ребёнок в возрасте 8-10 лет, т.е. уже успевший сформироваться. Кроме того, несмотря на то, что янычары считались рабами султана, позиция их в обществе была весьма высокой.

Но вернёмся к представлению о ребёнке как о продолжении его родителей. Исходя из этого представления формировалось и отношение государства к этому вопросу. В ХХ веке дети из дела сугубо частного перешли в сферу общественной заботы. Но даже в таких странах, как СССР, где тенденция к обобществлению вопросов частной жизни была сильна как нигде, постепенно пришли к пониманию того, что семья - это слишком базовая конструкция, чтобы от неё было легко уйти. Фантазии о полном общественном воспитании были быстро оставлены, и было сделано очень многое для того, чтобы помочь семьям вырастить своих детей. Государство обеспечивало их всем необходимым, открыло доступ к образованию, медицине, дало свободное время матерям и сделало всё возможное для того, чтобы поколение, росшее в 20е-30е годы, стало тем народом-исполином, который смог выстоять во всех испытаниях, и даже несмотря на чудовищную войну, смог первым в мире построить атомную электростанцию, спустить на воду первый в мире атомный ледокол и послать первого человека на околоземную орбиту.

Исходя из того, что семья - это очень базовая конструкция, мы не будем пока рассматривать варианты воспитания без неё. Фантасты часто пытались нарисовать для будущего некоторые иные образы семьи или её отсутствия. Роберт Хайнлайн в книге “Луна жёстко стелет” описал целый ряд конструкций, возникших на луне в условиях, когда женское население было в два раза меньше мужского. У него получились и более-менее понятные тройки и полиандрии, и экзотические семейные цепочки, но даже там дети не лишались заботы родителей. У Джорджа Мартина в “Умирающем свете” описана сложная социальная структура, когда женщина является собственностью двух мужчин, которые как напарники продвигаются в жестокой иерархической борьбе. В случае, если они оба гибнут, то права на неё переходят ко всему племени, дети же всегда принадлежат всему племени и воспитываются им. В произведениях советских фантастов семьи часто вообще нет, детей воспитывает всё общество, а поскольку оно коммунистическое, то в дополнительной защите со стороны семьи нет надобности. Не будем сейчас обсуждать жизнеспособность и реалистичность тех или иных концепций, отметим лишь, что семья не есть нечто неизменное и безальтернативное, её структура имеет свои определённые причины и служит определённым целям, она складывалась и эволюционировала исторически. Но её нельзя легкомысленно переформатировать во что попало. С изменением общественного устройства и образа жизни человечества она, скорее всего, изменится, но неосторожность в этом вопросе чревата серьёзными травмами для детей и общества.

Поскольку биология человека штука очень упрямая и меняется она очень медленно, то нам стоит присмотреться к советскому опыту повнимательнее. На его основании можно сделать вывод о том, что пока наиболее приемлемой формой раннего воспитания является моногамная разнополая пара. О том, какие именно качества ребёнок развивает благодаря контакту с матерью в раннем возрасте, говорилось в предыдущей части, так что возвращаться мы к этому не будем, а перейдём к тому, что мы можем сделать полезного для той семьи, которую мы определили как нормальную. Нормальную не только тем, что в ней есть папа и мама, но и тем, что эти папа и мама обладают определёнными этическими качествами. Потому как парочка, состоящая из дураков или подлецов, конечно, никого хорошего воспитать не сможет. Здесь важно отметить, что если мы хотим воспитать здоровых и всесторонне развитых детей, то в первую очередь мы сами должны становиться здоровыми и всесторонне развитыми. Со своими отклонениями и проблемами нужно работать, свои таланты развивать, а комплексы учиться разрешать. Человек, у которого нет полноценной жизни, вряд ли сможет кому-то показать, что такое полноценная жизнь. Причём прошу учесть, что речь не идёт о государственном уровне. Когда я говорю “мы” - это значит мы сами, люди, объединившиеся в сообщество единомышленников. Конечно, в последствии, если солидарное сообщество расширить до размера десятков и сотен семей, то возможности его возрастают экспоненциально, но начать я предлагаю с малого.

В концепции “2030” говорится об “апгрейде” родителей посредством рождения детей. Если бы имелось в виду то, что было описано в предыдущих частях, когда подготовленные и обученные родители решают, что пришло время им познать, что такое отвечать за чью-то жизнь и быть матерью и отцом, то такое начинание можно было бы поприветствовать. Описанная же в концепции картина скорее смахивает на покупку дорогой игрушки для развлечений. Попытка же приписать ребёнку сознательность с малых лет вообще противоречит всему, что мы знаем о человеке. Такое понятие как “совершеннолетие” было введено не случайно. И не случайно возраст его приходятся именно на то время, когда ребёнок окончательно формируется физически, заканчивается гормональная ломка и усваиваются основные социальные навыки. Когда человек рождается, он не более чем зверёк, дети маугли тому яркое доказательство. И только через воспитание и образование он становится полноправным членом общества. Авторы вроде Хайнлайна продолжая эту мысль, даже считали, что общество ещё должно протестировать и решить для себя, давать ли выросшему ребёнку право быть своей частью. В его романе “Звёздный десант” только человек, поступивший на службу в армию, обладал полными правами гражданина. Хайнлайна за это часто обвиняют в фашизме, но рациональное зерно тут на самом деле есть. Система образования, армия и прочее действительно являются мерилами того, вышел из “заготовки”, называемой ребёнком, гражданин или нет.

Если написанное выше кажется вам радикальным или жутким, то задумайтесь. Можно ли в полной мере считать русским человека, который не знает русской классической литературы, который просто слышал про неё по телеку. Он не умеет писать и изъясняться на русском или любом другом языке. Это касательно только одной сферы знания. Так же этот человек не знает истории России и СССР, не имеет понятия о современной алгебре, не знает, как найти площадь квадрата, не понимает, что по проводам бежит вовсе не магия, не усвоил базовые нормы поведения в обществе, а так же не готов отдать даже 1 единственный год на то, чтобы научиться защищать то, что ему доверяет страна. Или в описанном образе слишком легко узнается современный выпускник, чтобы сказать, что такой человек не имеет права на гражданство? Стоит ли напоминать, что права всегда идут рука об руку с обязанностями? Если говорить о патриотизме, то человек, воспитанный в нашем сообществе, не будет патриотом в том смысле, как это обычно понимают националисты. Елейные речи о национальном единстве, не смогут обмануть их, не скроют от них фундаментальных противоречий между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Такой человек будет предан своей группе, предан своей идее, и предан человечеству. Будет ли он предан буржуазному правительству и государству? Ну скажем так, он будет верен им, как Сикхи верны Индии, или как Маоисты и Мао были верны Серединному царству, или как большевики оказались верны России, отстояв её в момент кровавых испытаний и вытащив на первые позиции в мире. У таких людей будет достаточно сознательности, чтобы не начинать крушить всё вокруг лишь бы крушить, и в то же время достаточно, чтобы понимать, что с капиталистами и буржуазной властью у них есть фундаментальные расхождения. Вопрос о том, на каком этапе человек обретает сознательность, достаточную для того, чтобы отвечать за себя свою страну и мир, очень индивидуален. Кто-то уже в 14 лет всё понял и готов, а кто-то и в 35 остаётся ребёнком в теле взрослого. Но система воспитания, образования и права опирается на средний показатель, поэтому-то ребёнок и не обладает всей полнотой взрослых прав. Пока ребёнок не повзрослеет, за него отвечают родители.

Марксисзм смотрит на семью, как на плод конкретных экономических отношений. Современная буржуазная семья сложилась благодаря определённой экономической необходимости. Нужно оформлять права собственности, наследования, защищать своё потомство. Согласно этому взгляду, когда изменится экономическая формация, поменяются и семейные отношения. Это верный взгляд, но семья - эта один из тех институтов, который будет отмирать последним, как и частная собственность. Поэтому нужно отдавать себе отчёт в том, что семья при другом устройстве общества будет выглядеть иначе. Но нужно и понимать, что это очень базовый механизм, завязанный так же и на человеческую биологию и психологию, и что разделываться с ним походя, да ещё и в условиях сохранения капитализма - это верх безумия.

Рассмотрим же, как современная, пока ещё, буржуазная семья может начать воплощать в жизнь механизмы нового общества. Как она может начать переход от капитализма к коммунизму, без одномоментной бездумной ломки. Базой такого изменения, конечно, будет экономика, но ограничиваться одной экономикой мы не имеем права. В ходе наших обсуждений того, с чего могут начать выстраивание солидарных отношений малые группы, мы пришли к выводу, что одной из наиболее перспективных сфер деятельности для молодых семей является решение жилищного вопроса. Поэтому в ходе обсуждений мы начали проработку проекта жилья для подобного рода объединений.

open

Основная идея этого поселения состоит в том чтобы компактно на участке в 18 соток могли разместиться 5 семей с детьми. Каждая из семей получает возможность иметь собственное отдельное жильё достойной площади. На участке располагаются общие фонды в виде бассейна, площадок, теплиц, большого ангара-гаража, и общего дома. В общем доме размещается досуговый центр, зал собраний, общая кухня со сложным оборудованием, комната для занятия хобби и всё, на что фантазии хватит. Теплицы и огород в данном плане служат, скорее как хобби, чем как источник пропитания.  В ангаре-гараже размещается централизованное отопление, при объёме в 5 семей экономически целесообразно даже поставить тригенерационную установку, скважина, гараж, и цех для грязных работ. Причём, если позволяют почвы, то можно не возводить арочный гараж, а сделать заглубленное помещение, получив его крышу в качестве дополнительной полезной площади.Подобного рода поселение должно размещаться в лёгкой транспортной доступности от города, поскольку цель его не затворничество, а освобождение проживающих в нём семей от излишней бытовой нагрузки и объединение их на уровне повседневной жизни в кластер единомышленников.

open

Забегая вперёд скажу, что экономически это выгоднее, чем строить индивидуальный дом, и позволяет людям со средними доходами получить в виде общих фондов то, что обычно доступно только очень состоятельным людям. Кроме того, площади жилья, которые можно получить, значительно превосходят типичные городские квартиры.

open

Но с другой стороны, подобного рода поселение совершенно не будет работать без должного уровня кооперации, так как общие фонды - это ещё и общая коллективная ответственность, которую нужно хорошо формализовать и отработать. Так же мы предполагаем для этих людей и более глобальное сотрудничество в других сферах, но это выходит за рамки обсуждения вопроса о детях. Можно лишь добавить, что жизнь людей, проживающих в подобном жилище, наполнена смыслом гораздо больше, нежели жизнь современного “потребителя”. Подобное компактное проживание возможно только как часть более глобального проекта и служит целям сплочения коллектива и его проверки в деле повседневного труда. Так же подобная жизнь может служить целям терапии для тех, кто хочет преодолеть свои комплексы, т.к. в группе единомышленников, чувствуя плечо товарищей, такие проблемы решать легче

Но вернёмся к теме воспитания детей. На примере подобного поселения очень легко проиллюстрировать, как может воспитываться ребёнок. Начнём с того, что  семья, которая имеет благоприятные условия в виде подобного жилья, не имеет никаких экономических факторов, останавливающих её от того, чтобы завести детей. Людям есть где разместиться, у них дома не тесно, это жильё никто не собирается отбирать, у них есть даже условия повышенного комфорта. Более того, они окружены дружественными соседями по участку, которые всегда могут помочь в присмотре за ребёнком. Т.е. мать может быть уверена, что она никогда не станет “заложницей” дома, когда некому будет ей помочь. В таких условиях помешать завести детей может только личное стойкое нежелание их иметь, но подобное отвращение к детям - это вопрос уже личной психологии, его мы выносим за скобки.

До появления ребёнка коммуна может помочь будущим родителям с подготовкой к родительскому опыту. Те, у кого уже есть дети, могут помочь советом, можно организовать общие занятия и лекции, при наличии детей у других членов сообщества можно попрактиковаться в присмотре за ними.

После появления ребёнка, мать не остаётся в одиночестве, члены коммуны всегда могут найти время, чтобы освободить её для того, чтобы она могла заняться своими личными делами и немного отдохнуть. Более того, само по себе поселение даёт возможность заняться спортом, заняться хобби, сходить в баню, или даже просто выбраться в город к друзьям или привезти их в гости. Поскольку семьи живут рядом, нет никакой проблемы с тем, что ребёнок может раскапризничаться и захотеть к маме. Дорога к маме будет составлять 10-20 метров до соседней двери. Члены общины могут помочь друг другу даже в бытовых делах в случае необходимости.

Таким образом, на самом раннем этапе можно устранить множество факторов, которые раздражают и выматывают современных женщин. Благодаря помощи окружающих и общим фондам можно поместить мать и ребёнка в благоприятствующую среду, когда ей не придётся чувствовать себя растерянной, покинутой и одинокой. Это даёт возможность сосредоточиться на взаимоотношениях. С другой стороны, община ведь живёт рядом и поскольку эти люди участвуют в жизни друга, то более опытные обязаны корректировать ошибки. Ведь человеку свойственно ошибаться, но если мама с ребёнком всегда одна, то ей некому указать на то, что она делает неправильно. Конечно, здесь необходима предельная корректность и обоснованность. Но такая помощь тоже может оказаться очень полезной.

На более позднем этапе ребёнок может играть с другими детьми во дворе на хорошей детской площадке, причём для присмотра за ними всеми достаточно выделить одного взрослого или установить дежурство. Поскольку предполагается рост общины, то возможно даже выделение одного двора на несколько ячеек поселения. Игра на свежем воздухе, возня в песочнице и на огородике, возможность заниматься в кабинете для хобби и на спортплощадке, плавать в собственном бассейне и играть с домашними животными - это всё очень важные элементы для освоения ребёнком внешнего мира, понимания его разнообразия и удивительности. В группе людей, живущих рядом, возникает ценнейший ресурс доверия, когда детей действительно можно оставить с кем-то, кто живёт здесь же с вами.

По достижению более-менее сознательного возраста можно начинать приучать ребёнка к коллективу и общим обязанностям. Конечно, никакой цели реального использования детского труда не стоит. Вовлечение ребёнка здесь происходит в игровой форме вместе с работой самих взрослых на участке. Но ребёнок должен начать приучаться к мысли, что мир вокруг него (а двор и окружение для него и есть пока целый мир) - это сфера его ответственности. Что двор чистый потому, что его кто-то подметает, что вода течёт потому, что работает насос, что растения растут, если их поливать и пропалывать. Кроме того, когда ребёнок ещё чуть чуть подрастёт, его мир легко расширяется за пределы семьи на членов общины, он приучается к взаимодействию не только с родителями, но и с общиной.

В школьном возрасте есть возможности расширить и дополнить образование детей за счёт того, что можно получить на участке. Летний опыт по выращиванию свой грядки, наблюдения за звёздным небом в телескоп, спорт на собственной площадке, возможность возиться с любыми инструментами и материалами в мастерских, прикладные задачи по автоматизации или ремонту на участке. Ведь начать можно с ремонта собственного велосипеда, но поскольку есть возможность оборудовать серьёзный класс для хобби и мастерскую для работы, то дети могут заниматься и электроникой, и обработкой металлов, камня и дерева, и прототипированием, и робототехникой, музыкой, компьютерной техникой, шитьём и чем угодно ещё. Если группа не слишком разновозрастная, они могут сформировать плотную группу товарищей, которой будет легко взаимодействовать и с внешним миром вне пределов общины. Хотя, при хороших успехах в развитии сообщества, группа может быть разновозрастная.

В результате решаются вопросы социализации, дети привыкают общаться с разными людьми. Они приучаются к мысли, что в этом мире их труд может давать результаты и что они отвечают за мир и среду вокруг них. Они приучаются к чувству товарищества и солидарности. Они получают опыт ручного труда, им не нужен будет во взрослом возрасте специалист по мойке ванн и вкручиванию лампочек.

На этом этапе так же важно дать детям возможность самоорганизации. Это могут быть фестивали общины, или праздники, или ещё какие-нибудь мероприятия или проекты. Детей необходимо обучать тому, как это реализовывать, как распределять ответственность и брать ответственность на себя. Взрослые не должны делать это за детей. Детям предоставляется навык, выдаются фонды и у них есть право на ошибку. Но они должны сделать мероприятие или проект самостоятельно. В более взрослом возрасте можно взяться и за проект, фонды на который детям тоже необходимо будет раздобыть самостоятельно.

Если дополнить эти воспитательные возможности ещё и собственными образовательными программами, то можно получить ребят, намного опережающих их сверстников в развитии и осознании себя. С одной стороны, мы должны охранять детство и не допускать раннего снятия табу и разрушения детского мира. У человека должно быть детство, не замутнённое взрослой сексуальной и насильственной тематикой. Но с другой стороны, бесконечно закрывать детей от мира - значит навредить им. Это ответственность взрослых - познакомить их с миром и его травматичными компонентами в том возрасте, в котором дети будут готовы их пережить. Столкновение с внешней средой необходимо обязательно, чтобы дети не превратились в беззащитных благостных дурачков, но оно должно быть своевременным.

На более позднем этапе, примерно классе в девятом, при наличии достаточно большой общины, включающей десятки семей, можно организовать проживание по обмену. Чтобы дети из одной семьи пожили с другой семьёй и наоборот. В более раннем возрасте это не нужно, эмоционально это будет скорее вредно, чем полезно. В более позднем в выпускных классах нужно готовиться к обучению в ВУЗах, так что тоже ни к чему. А в 9м классе нагрузка не слишком велика, а с другой стороны дети уже достаточно взрослые. Подобный обмен - это полезная смена обстановки, возможность увидеть, что есть другие люди, есть другие семьи с несколько иными порядками и представлениями. Да, в группе товарищей безусловно могут существовать только этически близкие люди, поэтому представления о базовых должествованиях и нормах, конечно, будут похожи, но индивидуальные различия ведь никто не отменял. Кроме того, для родителей это тоже важная тренировка. Их дети в этом возрасте уже очень близко к тому чтобы покинуть круг родительской опеки и выйти в самостоятельную жизнь, так что им тоже хорошо будет потренироваться и приучить себя к мысли, что дети их могут жить самостоятельно без родителей. Конечно, подобное возможно только при наличии организации товарищей, выстроивших доверительные солидарные отношения, отфильтровавших неподходящих людей. Но практика совместного компактного проживания для этого годится как нельзя лучше. Любой неадекват будет виден сразу, и если коммуне с человеком не по пути, то можно легко и безболезненно расстаться. Кроме того, ничего не мешает детям ходить домой в гости.

Таким образом, солидарное сообщество даже в малом виде, когда оно ещё не располагает своими школами, детскими садами и летними лагерями, даёт значительные дополнительные ресурсы для воспитания,  образования и формирования полноценных, всесторонне развитых людей. Готовых отвечать за себя и за окружающий мир, готовых к столкновению с этим миром, понимающих что у них есть любящие родители и группа людей, которая может их поддержать, но не прячущихся под юбку от трудностей. Эти люди будут морально, умственно и физически готовы к тому, чтобы жить самостоятельно и при этом будут уметь объединяться и сотрудничать с другими товарищами. Так же важно, что они будут готовы отличать и выявлять тех, кто им этически близок и с кем можно связывать свою жизнь и тех, кто хочет использовать их в своих целях. Они не будут беззащитны перед манипуляторами, но и не будут одинокими потерянными детьми, считающими, что в мире кругом один обман. Эти дети будут сохранять и приумножать социальный опыт своих семей и своей общности. Если к этому подключить ещё и образование, на которое у сообщества появляется ресурс при определённом пороге расширения, то можно говорить о людях совершенно нового качества, за которыми никакие капиталистические их аналоги не угонятся.

Tags: Девиации, Образ будущего, Образование, СССР, Сообщество, мысли вслух
Subscribe

  • 11 сентября, Чили или немного о терористах

    оригинал У большинства граждан, живущих в современном медийном пространстве, 11 сентября плотно ассоциируется с террористическим актом в Нью…

  • Зелоты или Джок Стёрджес? Оба хуже.

    Ссылка на оригинал В Москве разгорелся скандал вокруг выставки Джока Стёрджеса, о котором я до этой выставки, честно говоря, ничего особо и не…

  • О первородстве и господстве

    Ссылка на оригинал В преддверие выборов в пору немного поговорить о политической теории, и о том какие признаки должны быть у левой силы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments